Тачки секонд-хенд уже не котируются
Авто бывают полно-, переднеприводные и очень дорогие. Все больше казахстанцев выбирают новые машины.
Под Новый год мы все гадали, ворожили, подсчитывали, прикидывали: что будет с ценами на автомобили с заключением Таможенного союза? С той поры прошло больше четырех месяцев, можно подвести итоги первого квартала и смело делать выводы.
Несмотря на то, что авто в масле по-прежнему недоступны многим казахстанцам, отказаться от соблазна передвигаться на колёсах мы не можем. Именно наши желания и жизненная необходимость устанавливают основные тренды сегодняшнего рынка.
Но желания – желаниями, а есть ещё Таможенный союз с изменениями в законодательстве, стремление дилеров продать как можно больше, а также базары, предлагающие подержанный товар, но по дешёвке.
«Лада», братцы, «Лада»
С начала года официальными дилерами были реализованы 3022 легковых автомобиля. Это на 0,83% больше, чем за аналогичный период 2009 года. Такие данные предоставлены консалтинговой компанией Qncepto.
- Это первый период роста «год к году» на длинной дистанции, - пояснил директор Qncepto Олег Алфёров. – В действительности столь скромный индекс не отражает реальной картины оживления рынка, поскольку дилеры сегодня не в состоянии удовлетворить потребительский спрос. Ситуация на рынке очень близка к тому, что происходит в соседней России: дефицит оборотных средств у компаний-дилеров, минимизация поставок и объёмов производства привели к опустошению складов. Как следствие – время ожидания автомобиля составляет от полутора до восьми недель. В случае с наиболее успешными брендами, представленными в Казахстане, этот срок нередко исчисляется месяцами.
Автомобильный эксперт Евгений Кубеков считает, что увеличение на 0,83% можно отнести к погрешности измерений:
- Если отталкиваться от исследований Qncepto, то мы видим незначительное повышение. Практически повсеместно истощены стоки допошлинных автомобилей. Рынок стабилизировался, но я не думаю, в этом году произойдёт что-то сверхъестественное.
Согласно обзору рынка компании Qncepto неизменным лидером остаётся Lada – с начала года ушли 564 легковых авто. На втором месте бренд Mitsubishi с 561 реализованным автомобилем. За ним следуют другой японский производитель Toyota (537 реализованных единиц) и продукция UZ-Daewoo (355 проданных авто).
Suzuki попала в пятёрку лидеров с продажами в количестве 142 авто против 31 годом ранее. Chevrolet казахстанской сборки занял шестую строчку среди наиболее востребованных в республике марок (118 а/м). Volkswagen показал результаты в количестве 115 единиц. С пятой на восьмую строку переместился Nissan (110) машин. Более внушительное падение – с четвёртой до девятой позиции – у Hyundai, чьи продажи сократились практически вдвое (до 108 единиц). Замыкают ТОР–10 легковые автомобили UAZ (59 единиц).
«Старикам» здесь не место
Наравне с продажей новых автомобилей в Казахстане существует рынок подержанных авто. До вступления Казахстана в Таможенный союз это товар занимал значительное место в автомобильных продажах. Сейчас ситуация и в этом направлении изменилась.
Марат Тагаев «гоняет» подержанные авто в течение семи лет. Продавец признался, что показатели 2010 года его не радуют:
- Мы все наблюдаем рост цен и значительную нехватку транспортных единиц на рынке подержанных авто. Нам пришлось поднимать цены даже на тот товар, который был ввезён ещё до введения новых таможенных ставок. Те, кто крайне нуждается в автомобиле, всё равно его купят. А те, для кого это, например, второй автомобиль, скорее всего подождут.
Марат Тагаев признался, что если существует какое-то ограничение со стороны правительства, то люди ищут лёгкие пути. Тут актуальным становятся авто с казахстанским пробегом. Эти машины после наших дорог, как правило, нуждаются в серьёзном ремонте, но зато стоят значительно дешевле.
Евгений Кубеков согласен с тем, что приток и поставки б/у автомобилей сократились.
- Ввоз подержанных автомобилей старше семи лет упал до нуля. Машины возрастом до трёх лет ещё ввозят, но очень мало. Я думаю, что будет наблюдаться небольшой дефицит на некоторые распространённые автомобили. А любой дефицит обычно приводит к повышению цен на некоторые позиции.
Отечественно – качественно
Как бы мы ни относились к отечественным автомобилям, но этот рынок не стоит на месте, а продолжает развиваться. Одним нравится Lada, другим – Chevrolet или Kia, но то, что на сегодняшний день Lada занимает первое место в рейтинге новых автомобилей по стране, делает честь производителям. 564 проданных машин с начала текущего года из общего количества в размере 3022 единицы! То есть шестая часть рынка, а на нём только официальными дилерами представлено около 20 марок.
В конце прошлого года президент АО «Азия Авто» Ержан Мадиев заверил своих потенциальных клиентов, что в 2010 году цены на модельный ряд будут снижены.
- Наша ценовая политика не только сохраняется в рамках, официально заявленных в декабре прошлого года, - она находит самый непосредственный отклик у покупателей. За прошедшие месяцы объём заказов на поставку казахстанских автомобилей достиг отметки, которая соответствует докризисному уровню потребительской активности. И этот интерес объясним: достаточно сравнить стоимость и состав комплектации автомобилей «Азия Авто» с предложениями конкурентов, - пояснил президент компании.
Впервые с начала кризиса у «Азия Авто» зафиксирован рост новых автомобилей в рамках квартала. Президент завода признаёт, что позитивная статистика сложилась на пике нехватки автомобилей в автосалонах – в период кризиса дилеры практически прекратили поставки.
- Рост покупательской активности связан с двумя обстоятельствами. Первое: всё большее число казахстанцев предпочитают новый автомобиль подержанному. И второе: сегодня об успешности торговли следует судить скорее по объёму принятых заказов на поставку автомобилей, а не по количеству уже оформленных продаж по факту списания машины со склада, - говорит Ержан Мандиев.
С начала года компания запустила в производство две новые марки автомобилей. На второй квартал намечен запуск внедорожников под брендом Kia.
Подождите середины лета
Евгения Кубекова возникшее движение в производстве радует, однако эксперт сомневается в том, что последуют значительные изменения на рынке.
- Политика компании на снижение цен сыграет на руку, они однозначно увеличат свою долю рынка. К концу года некоторые дилеры начнут ввозить автомобили своего бренда, заводы для которых уже созданы на территории Таможенного союза, в частности, России. Появился Logan – бестселлер на российском рынке. Но с дефицитом и очередями в самой РФ на него, без должной рекламной кампании у нас на общемрынке в этом году Logan погоды не сделает, - заключил эксперт.
Олег Алфёров говорит, что значительных перемен следует ждать после июля 2010 года.
- Именно тогда будут сняты таможенные барьеры между Россией и Казахстаном. Пока участники рынка пребывают в состоянии переговоров с производителями и процессе выработки ценовой политики.
Наталья Напольская
«Взгляд» № 18, 14.05.10.