|
25 марта 200917 марта в Алматы прошел Международный форум «Управление проектами в Центральной Азии». Одним из участников мероприятия стала Евгения Попова, заместитель генерального директора Компании PM Expert, Россия. Мы попросили ее посмотреть на казахстанский рынок проектного менеджмента со стороны, а также поделиться своим опытом.
О стандартах: казахстанских и не только
Насколько нам известно, в мае 2008 года в Казахстане открылся офис PM Expert. Проводился ли вами анализ казахстанского рынка в области проектного менеджмента? Да, мы проводили первичный анализ по управлению проектами. В целом по стране оказалось большое количество проектов в области высоких технологий и коммуникаций. Во-вторых, за счет важной сырьевой составляющей очень много важных крупных проектов в области нефти, добычи сырья. Что еще для нас примечательно: присутствуют компании с западным капиталом. Из нашего опыта в России: изначально мы начинали работать с западным сектором, потому что для западных кампаний Project Management - это то, что изучается на первом курсе университета. Поэтому ими он понимается и принимается легко. Почему мы решили работать с рынком Казахстана? Есть огромные инвестиции в проектную деятельность, при этом разнообразную. Плюс – дружелюбная среда за счет наличия западных компаний. Кроме того, многие ваши топ-менеджеры получали образование за границей. Поэтому, нам показалось, что это благоприятная среда и есть понимание, зачем вообще все это нужно.
Значит, возражений по поводу внедрения внешнего управления проектами с казахстанской стороны не было? Сказать однозначно, что все было воспринято на «ура» и без возражений - нельзя. Но если сделать некий сравнительный анализ российского рынка и казахстанского, можно прийти к следующим выводам. Наша компания существует уже седьмой год. Пять лет назад уровень ожиданий заказчика был простой и можно было обойтись базовыми подходами и терминами. Сегодня все изменилось. Сейчас все говорят и об эмоциональном стандарте, и о специальности такой как «руководитель проекта». Но, конечно, как и в любой сфере, есть пространство для дальнейшего развития и совершенствования.
В какой сфере жизни в Казахстане Вы сейчас посоветовали реализовать IT проект с целью улучшения экономической ситуации? В Казахстане, как и в других странах мира сейчас происходит большое количество слияний и поглощений предприятий. И вследствие этого встает задача интеграции управленческих систем, бухгалтерских, вообще в целом инфраструктуры. Нельзя сказать, что это IT проекты, это организационные проекты с существенной IT составляющей. Так вот я думаю, именно они сейчас приобретают наиважнейшее значение. Вне зависимости от сферы деятельности.
Национальный казахстанский стандарт в сфере управления проектами – будет ли он? Когда мы говорим о стандарте в какой угодно сфере, мы говорим, что он признан и утвержден соответствующим органом. Поэтому когда мы говорим о Национальном стандарте в сфере управления проектами, мы подразумеваем, что он будет признан государственными органами. Я слышала на форуме, что представительство IPMA разрабатывает национальные требования компетенции, но это скорее стандарт в группе семейств стандартов IPMA, но не стандарт, который точно будет признан на государственном уровне. Поэтому стандарт – это разговор не о содержании, а о статусе. Точной информации о том, что в Казахстане по заказу госорганов идет разработка стандарта, у меня нет. Я могу сказать немного о нашей деятельности в России: у нас сейчас компания занимается разработкой национального российского стандарта для Ростехрегулирования. То есть это не оттого, что мы такие амбициозные решили создать госстандарт. Есть целая процедура разработки стандарта: подается заявка, получается одобрение. Кстати, мы делаем это на некоммерческой основе. Так вот на основе своего опыта могу сказать, что идею Национального казахстанского стандарта обязательно надо развивать и продвигать.
В чем разница между существующими стандартами? Есть ряд международных организаций. Они, как правило, некоммерческие. Например, PMI – project management institute. И у них есть ряд семейство стандартов. Например, PMI PMBok, есть стандарт по управлению программами – портфелями, есть сертификация по этим стандартам – сертификация людей и сертификация организаций. По PMI стандарт для отдельных людей - это PMP – project management professional. Для того, чтобы ее пройти, надо обладать практическим опытом ведения проектом - 4500 часов, и теоретическими знаниями, которые потом подтверждаются на тесте. Существует система сертификации и у IPMA – International project management association. То есть, это просто разные стандарты и разные тесты.
Проектный менеджер – специальность будущего
Человеку, который хочет стать ПМ в сфере IT, необходимо получать базовое ИТ образование, или, если появится такая специальность как руководитель проекта, ему достаточно будет получить ее, а по остальным сферам типа IT, финансовый анализ - пройти курсы и нахвататься верхушек?
Возможно, я сейчас скажу крамольную для нашей организации вещь, но я сторонник предметного образования. Такая вещь как ПМ – это, скорее, может быть предметом второго образования, курсов повышения квалификации. Западные технологии говорят, что можно руководить любым проектом, не будучи экспертом. Возможно, это так. Но по объему знаний – легче добавить ПМ в предметные знания, нежели объем базовых знаний в ПМ.
А вообще нужна ли такая специальность – проектный менеджер? Ведь тогда будут расти конкуренты для Вашей компании. Однозначно я «за»! Нужно понимать, что сейчас программа по взращиванию молодых специалистов только начата. Пока они доучатся, приобретут образование, а главное - опыт, пройдет время. Это годы работы, практические ошибки, работа на вторых ролях в проекте. Поэтому молодые специалисты – это однозначно подспорье, а не конкуренты. Во-вторых, к аутсорсингу обращаются тогда, когда не хватает своих ресурсов, или проект не типовой для компании. Это не значит, что внешнее управление проектами говорит о некомпетентности внутренних сотрудников.
Как думаете, из кризиса надо выбираться с помощью новых оригинальных решений или доверять старому проверенному? Смотря, чего эти новые оригинальные решения касаются. Если того, кто компании предлагают своим клиентам и заказчикам - конечно, да. Потому что реалии меняются, меняются требования покупателей. Но это не отменяет классических подходов к менеджменту, напротив, увеличивает. Надо делать все быстрее. С точки зрения услуг все компании должны бежать быстрее, а с точки зрения менеджмента – совершенствоваться.
Какие семинары Вам интереснее проводить – открытые или закрытые? У каждой категории семинаров есть своя специфика. На корпоративном семинаре, как правило, идет адаптация под сферу деятельности компании. А в психологическом плане могут возникнуть две ситуации, особенно если на семинаре присутствуют рядовые сотрудники наряду с руководителями. Первая: у рядовых сотрудников возникает желание чрезмерно часто и бурно проявлять свои таланты. Вторая: напротив, люди предпочитают промолчать, так как их мнение может отличаться от мнения начальства. На открытых же семинарах атмосфера иная: люди приходят именно познакомиться, обменяться визитками, пообщаться, и при этом получить полезную информацию.
Выходит, однозначно нельзя сказать, надо пользоваться услугами своего ПМ или приглашать извне? Конечно, однозначно сказать нельзя. Это все равно, что выбирать, нравится вам кушать дома или в кафе. За своими менеджерами надо присматривать тщательнее, они могут в любое время уйти, им нужно будет срочно искать замену, надо платить за их больничные, отпуска. Если это внешний человек, с ним все, с одной стороны, проще. Это как по меню – заказали, принесли или не принесли. Не вы отвечаете за его компетенцию: вы его «покупаете», а без компетенции вы его не «купите». Возможно, внешние люди не боятся вступать в производственные конфликты производственные, а отсюда возрастает эффективность работы, потому что в споре может родиться истина. Но ситуации могут быть разные.
Из личного опыта
Были ли у Вас случаи начатых, но незавершенных проектов? По каким причинам проект может быть не закончен? Причины могут быть разные. Начнем с того, что есть ситуация вокруг проекта, вокруг проектной команды. Например, макроэкономическая. Не секрет, что сейчас огромное количество проектов замораживается из-за недостатка финансов. Бывает ситуация, когда руководство компании по какой-то причине понижает значимость проекта, приостанавливает его. А иногда, проект останавливается, когда он ведется неэффективно. Это пятно на репутации. Но, как говорит один мой друг, тот капитан, который утопил хотя бы один корабль, намного опытнее всех остальных, потому что он хотя бы знает, как это делается. Бояться не нужно, опасаться стоит.
А Вы топили корабли? У меня были проекты, в которых были проблемы. Однозначно - провальных проектов не было. Были проекты с отклонениями, с не всегда довольными заказчиками. Но, повторюсь, меня очень удивляют люди, которые будучи 35 лет от роду говорят, что они провели 200 проектов, и ни одного неудачного. Наверно, это были проекты типа застекления собственного балкона.
Какие проекты в области IT Вам интересны? Я сама, до прихода в PM Expert, была именно IT PM. Мне крайне интересны проекты по интеграции, например, нескольких программных продуктов или вновь внедряемых программных продуктов и эксплуатируемого обеспечения заказчика. В таких проектах много заинтересованных лиц, необходимо использовать структурный подход, и аккуратно подходить к сбору требований, отделять важно от неважного, видеть реалистичное и нереалистичное. Интеграционные проекты тем и хороши, что они ведут к наведению порядка в жизни предприятия. И в них важен такой аспект как управление приоритетами и управление требованиями.
Как-то кризис отразился на количестве проектов, которые приходят в Вашу компанию? Однозначно, отразился. Проект это всегда по определению затраты, возможно, ради будущей прибыли. И вот сейчас проектов стало реализовываться меньше. Возникла очевидная тенденция - все взвалить на имеющийся персонал. Сотрудники компаний сейчас с высшего уровня пирамиды потребностей Маслоу, на котором была важна самореализация, упали на низшие, где хочется, как минимум, получать какие-то деньги и знать, что тебя завтра не уволят. Поэтому, конечно, очень много взваливают на своих сотрудников, вне зависимости от их возможностей. Также возник отложенный спрос. Я бы сказала, что у многих возникло желание - сидеть на сундуке мертвеца, у кого он есть, и не трогать его.
Ведете ли Вы какой-нибудь проект в Казахстане? Пока нет. Могу сказать, что желание есть, но все зависит от рынка. Своими семинарами мы пытаемся разогреть спрос, будет ли он – посмотрим.
Есть ли в планах написать книгу по ПМ? Я как раз недавно думала о том, что с удовольствием написала бы книгу по ПМ, но она точно бы отличалась от курсов. В книге я бы не упоминала теорию ПМ, это можно прочитать и в других книгах. Я бы попробовала рассказать, как общаться с проектной командой, как вести отношения с заказчиком.
В жизни как Вы подходите к решению задач? Как к проекту? Конечно, профессия накладывается отпечаток на характер. Одно могу сказать точно: в жизни должно быть четкое целеполагание. Самое главное – надо поставить цель и подумать, какие пути ведут к реализации цели. Главное - самому себе не врать. Если я ставлю себе цель заработать на машину, значит, я буду искать высокий заработок. А если я хочу реализовываться на работе, значит, я буду смотреть, где коллектив получше, работа поинтереснее. Надо определиться, что хочется и как за это придется расплачиваться.
Насколько сложно для Вас вести проекты с эмоциональной точки зрения? Проект – дело коллективное. И руководитель проекта – это, в первую очередь, руководитель команды. Иногда ты можешь выбирать команду, иногда нет. Ты никогда не выбираешь себе заказчика и куратора. Поэтому эмоциональные сложности могут возникнуть только вследствие человеческого фактора.
Чему еще пришлось научиться, чтобы вести проекты? Я не ходила ни какие специальные курсы, но посещала тренинг для тренеров. Могу сказать, что однозначно необходимы презентационные навыки. Человек, желающий стать руководителем проекта, должен не стесняться выйти перед аудиторией любого размера и на выделенное время – 3 минуты или 3 дня – рассказывать о проекте, доносить свое мнение. Кроме того, надо понимать основы экономики, бухучета, финанализа, логистики.
Мало генерировать идею, ее необходимо сформулировать и донести до общества. Именно этим и занимаются проектные менеджеры, вне зависимости от сферы деятельности. Может, если будет больше таких специалистов, способных подойти к решению вопроса структурно и методологически, государство быстрее придет к благоприятной экономической обстановке.
Источник: Салтанат Мурзалинова-Яковлева
|